Архив рубрики: Статьи о детях и родителях

нейроотличия, нейроразнообразие

Нейроразнообразие, нейроотличия и женщины (про СДВГ)

“Что, если цель состоит в том, чтобы облегчить доступ к тому, кто вы есть на самом деле, а не в том, чтоб забыть, кто вы есть?”

Последнее время я в силу некоторых обстоятельств все больше погружаюсь в тему нейроразнообразия и нейроотличий. И вижу, как много стигм, осуждения и непринятия есть в обществе. Как много непонимания того, что это такое. Поэтому, углубляясь сама в эту тему, решила делиться с вами.

Нейроразнообразие простыми словами – это разнообразие в строении и функционировании мозга, нервной системы и психики у разных людей. Концепция нейроразнообразия смотрит на это не как на диагноз, без излечения которого человек не станет нормальным, а как на такие же особенности, как цвет глаз, волос, кожи и т.д.

Это не означает, что таким людям не нужна особенная поддержка (а при необходимости и лечение). Но это означает, что мы все – разные, и это не делает нас плохими. Часть проблем нейроотличных людей связаны не просто с их личными особенностями, а с социальными ожиданиями и средой, с тем, как к ним относятся и какими их считают. Нейроразнообразие – за снятие стигм и нормализацию.

К нейроразнообразию относят расстройства аутистического спектра (РАС), синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), дислексию, дисграфию, нарушения сенсорной обработки информации и так далее.

Сейчас читаю очень поддерживающую и добрую книгу об СДВГ (синдроме дефицита внимания и гиперактивности), которая на самом деле не только про СДВГ, а вообще про нейроотличия и нейроразнообразие. И в частности о том, как живут и как чувствуют себя женщины с СДВГ.

Касательно СДВГ я вижу сейчас две противоположные сложности:

🔹 ГИПЕРДИАГНОСТИКА СДВГ, особенно в отношении детей. За симптомами СДВГ на самом деле могут скрываться совершенно другие динамики. Например, ребенок может вести себя как гиперактивный, потому что он переполнен фрустрацией, тревогой и стремлением к близости в отношениях привязанности, в которых он не ощущает себя безопасно и не может расслабиться. Для этого не обязательно бить ребенка или обращаться очень жестоко. Некоторые дисциплинарные меры, или хронические требования и ожидания от ребенка, несоразмерные его возрасту и уровню развития, приведут к поведенческим симптомам, похожим на СДВГ, но не имеющим к нему отношения. Однако, это не отменяет того, что некоторый процент детей на самом деле имеют генетическую предрасположенность и особенности работы СДВГ-мозга, которые тоже важно признавать и не отрицать. И не взваливать на себя груз ответственности за то, чтобы отношениями “вылечить” то, что нельзя вылечить. Можно признать это и научиться с этим жить.

🔹 НЕДОСТАТОЧНАЯ ДИАГНОСТИКА СДВГ – особенно у взрослых. И особенно – у женщин, потому что женщин нельзя диагностировать также, как и мужчин (в книге как раз про это рассказывается). Многие люди годами живут с уверенностью, что с ними что-то не так, что им нужно лучше стараться, больше трудиться, работать над собой. Сталкиваются с осуждением общества, которое клеймит их ленивыми, неудачниками, неряхами, неорганизованными, плохо старающимися и так далее. Стыд и самокритика, который переживают эти люди, и из собственная уверенность, что они плохие, и попытки справиться с этим разными способами (часто совершенно неосознанными), приводит, в итоге, к выгоранию.

Поделюсь некоторыми идеями из книги “A Radical Guide for Women with ADHD: Embrace Neurodiversity, Live Boldly, and Break Through Barriers” (“Радикальное руководство для женщин с СДВГ: принять нейроразнообразие, жить смело и выйти за пределы ограничений”. На русском книги нет):

Авторы книги:

  • Сари Солден (Sari Solden), магистр медицинских наук, психотерапевт, консультирует женщин и мужчин с СДВГ в течение 35 лет, автор книг на эту тему. Область ее специализации – СДВГ, СДВГ у женщин, а также эмоциональные последствия и процесс исцеления для взрослых, которые выросли с недиагностированным СДВГ.
  • И ее соавтор Мишель Франк (Michelle Frank), клинический психолог, которая также специализируется на работе в терапии с СДВГ, работая с парами, семьями и индивидуально.

Авторы определяют СДВГ, как генетически наследуемые особенности работы мозга, которое включают структурные, химические и коммуникативные различия. В последствии они влияют на сферу познания, поведение, на эмоции, чувства – особенно на те, которые связаны с так называемыми управляющими и исполнительными функциями мозга.

При этом СДВГ они относят к проявлением НЕЙРОРАЗНООБРАЗИЯ И НЕЙРООТЛИЧИЙ, а не к диагнозу, который нужно вылечить и от которого нужно избавиться.

С ЧЕМ СЕЙЧАС СТАЛКИВАЮТСЯ ЖЕНЩИНЫ С СДВГ?


Некоторые из них могут вообще не знать, что у них СДВГ, и это их личная особенность, с которой можно обходиться бережно, а не их чудовищные черты характера, от которых надо избавиться.
Женщины с СДВГ часто испытывают стыд, связанный с сообщениями, которые они получили в детстве о том, что они особенные. Будучи девочками, мы узнаем, какие модели поведения и мышления, обучения и работы предпочтительны, какие приемлемы и терпимы, а какие осуждаются. Эти предпочтения передаются бесчисленными способами – от семьи, от ближнего и дальнего окружения, до школы и политики.
В течение жизни женщины с СДВГ узнают по разным каналам, что то, как они думают, работают, говорят, общаются и действуют, не совпадают с предпочтительным способом существования в мире.

Они могут с раннего возраста усвоить об общества, а потом уже и сами считают себя неряхами, лентяйками, хаотичными и дезорганизованными, истеричными, инфантильными и так далее. Какими только ярлыками не награждает общество таких людей, реагируя только на поведение.
Многие сообщения и ограничивающие убеждения, женщины с СДВГ глубоко усвоили, исходят из раннего опыта того, как нейро-отличия воспринимаются близкими людьми. Часто эти послания вносят большой вклад в путаницу, которая держит женщин в ловушке стыда, вины, страха и и ощущения, что “меня, какая я есть – недостаточно”.

БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ И НОВЫЙ ВЗГЛЯД

Давайте посмотрим, что предлагают авторы книги Сари Солден и Мишель Франк.

“Мы считаем, что целью работы с СДВГ должно быть не преодоление, коренное изменение или иное искажение того, кто вы есть, а продвижение к вашим надеждам и мечтам, углубление ваших отношений с самим собой и использование ваших сильных сторон и голоса. для создания пространств и отношений, которые работают на вас.
Стратегии и организационная помощь должны облегчить вам жизнь и успокоить ваши внутренние переживания, но к ним не следует подходить как к способу починить «испорченный товар» или превратить вас в кого-то другого, кроме вас самих”.

Согласитесь, это совершенно иной подход к вопросу? Восхитительный подход, на мой взгляд.

ПРИНЯТИЕ – ЭТО НЕ ПАССИВНОЕ СМИРЕНИЕ

  • Принятие – это постоянный выбор уважать себя и свои обстоятельства, какими бы они ни были в данный момент.
  • Принятие — необходимое противоядие от многих лет пренебрежения собой, лет осуждения и жесткого обращения с собой, лет отказа от опыта настоящего момента.
  • Принятие — это готовность встретиться с собой и своей жизнью такими, какие они есть, сняв маску стыда и самоосуждения.
  • И при этом вам не обязательно любить свои сложности, чтобы принять их. Достаточно признания – и вы можете начать предпринимать новые действия, основанные на расширении ваших возможностей и возможности замечать ваши уникальные потребности и желания.
  • Принятие означает покончить с осуждением себя и перейти к самоуважению и интеграции с реальностью.
  • Принятие означает обрести, одновременно, самосострадание к себе и ощутить свою внутреннюю силу.
  • Принятие – это, скорее постепенное развертывание, чем внезапное решение.
  • Принятие — это маленькая тихая комната.
  • Это также начало каждого значимого шага, который мы делаем, тем более, что все мы — да, все — столкнемся с невзгодами и борьбой в какой-то момент нашей жизни, независимо от того, СДВГ это или нет.

“Таким образом, плохая новость заключается в том, что вы не можете «исправить» себя. Хорошая новость – в том, что в исправлении себя нет необходимости”

Автор статьи – Варлакова Юлия, семейный психолог, сертифицированный IFS-терапевт. Автор книги для родителей, статей и публикаций.

В статье использованы материалы книги “A Radical Guide for Women with ADHD: Embrace Neurodiversity, Live Boldly, and Break Through Barriers” by Sari Solden, Michelle Frank

ОЩУЩЕНИЯ (0-1 год) – первый уровень привязанности

Первый уровень привязанности в шестиуровневой модели привязанности Гордона Ньюфелда – привязанность через ощущения.

Детям важно чувствовать физический контакт с теми, к кому они привязаны.

Читать далее

Шесть уровней привязанности Г. Ньюфелда

Важность привязанности и близких отношений между родителями и детьми уже давно не подвергается сомнениям. Она подтверждена множеством научных работ: от опытов Гарри Харлоу с обезьянками до масштабного исследования о счастье, которое проводилось в Гарвардском университете на протяжении 75 лет! По словам его четвертого руководителя Роберта Уолдингера, результаты однозначно показали: именно качество отношений с близкими делают нашу жизнь длиннее, снижают риски болезней сердца, защищают мозг, сохраняют хорошую память к старости.

Читать далее

Туалетный юмор и слова – что делать?

Почему туалетный юмор и такие словечки так нравятся детям и практические идеи, как справляться в этот период.

Читать далее

Как уйти домой с прогулки?

Прогулка закончилась, пора домой. Как часто взрослому сложно увести ребенка домой с прогулки, детской площадки или какого-то интересного места. Взрослый оказывается в тупике – уходить надо, а ребенок не хочет и сопротивляется всеми возможными способами.

Читать далее

Родительские срывы: как остановить себя?

Иногда мы бываем так захвачены собственными эмоциями и чувствами, что в конфликте с ребёнком нам сложно остановиться и мы делаем то, чего не хотели бы делать — кричим, ругаемся, говорим обидные слова и т.д.

Читать далее