Запреты и ограничения в жизни ребенка

9 принципов здоровых границ (наглядно в инфографике)

В предыдущей статье я подробно писала о том, чем плоха вседозволенность и почему детям не нужны жесткие и однозначные границы всегда. Я подробно расписывала каждый пункт с примерами о здоровых границах, способствующих развитию ребенка — вы всегда можете обратиться к той длинной статье за подробностями. В этом материале я собрала для вас короткую и наглядную шпаргалку по этому материалу, которую можно держать под рукой. Приятного вам чтения!

9 ПРИНЦИПОВ ЗДОРОВЫХ ЗАПРЕТОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА

1. Ограничения важны. Ребенку не нужна чрезмерная ответственность за то, что можно и что нельзя. У него нет опыта, знаний, целостного восприятия мира, способности предвидеть последствия.

2. Ограничивать можно и нужно, но запреты должны быть разумными, здравыми и обоснованными ситуацией и заботой о ребенке.

3. Ограничение состоит НЕ только из самого ограничения.  

ЗДОРОВЫЙ РАЗУМНЫЙ И УМЕСТНЫЙ ЗАПРЕТ, адекватный и необходимый в определенной ситуации + ЗАБОТА О ЧУВСТВАХ РЕБЕНКА, которые он испытывает по поводу запрета и сочувствие, чтобы помочь ему принять то, чего не изменить ИЛИ помочь ему ВЕСТИ СЕБЯ ИНАЧЕ там, где это возможно.

4.  Не всегда нужно стоять на своем до последнего — особенно, если вы чувствуете, что все попытки реализовать какой-то запрет заходят в тупик, эмоции зашкаливают.  Есть ситуации, где уместно и важно будет изменить свое первоначальное решение и именно таким образом выразить заботу о ребенке.  НО сохраняя у ребенка ощущение, что это ваше решение, это вы захотели его изменить, потому что вы видите, как ему это важно (даже если на самом деле вы чувствуете, что ребенок вас просто «вынудил»).

5.  Ограничивая, не бросайтесь обвинениями, укорами, обещаниями чего-то лишить. Лучше помогите ребенку найти свои слезы и грусть (а когда это невозможно, то хотя бы почувствовать, что его эмоции нормальны и они не разрушат ваши отношения), или же помогите ему поступить по другому.

6.  Чтобы ребенок мог поступить иначе, там, где это возможно, направляйте поведение ребенка в нужное русло. Простыми и понятными словами, через игру или напрямую, подскажите ребенку, как можно поступить иначе.

7. Отношения должны быть важнее запретов. Это значит, что запрещая, мы должны сохранять у ребенка ощущение, что отношения все равно в порядке.

8.  Стабильность и предсказуемость действительно важна. Но  НЕ в наказаниях, последствиях и требованиях, а в последовательной и чуткой заботе о ребенке даже тогда, когда он ведет себя не лучшим образом.

9. Так бывает, что мы ведем себя в отношении детей не так, как бы мы этого хотели. Важно, чтобы после того, как мы отдышались и пришли в себя, мы могли восстановить отношения с ребенком и дать ему ощущение, что это конфликт не способен в итоге отдалить нас друг от друга и разрушить связь.

ГРАФИЧЕСКАЯ ПАМЯТКА (ИНФОГРАФИКА)

Варлакова Юлия,
практикующий семейный психолог,
ведущая курсов для родителей и специалистов
помогающих профессий в Институте Ньюфелда
www.vjulia.ru