Размышления о жизненной мотивации и образовании

Мы часто обсуждаем с друзьями и знакомыми вопросы качественного и жизненно-применимого образования – почти у всех подрастают дети. Многие соглашаются с тем, что классическая школьная система переживает сейчас не самые лучшие времена. Часто среди первых всплывает вопрос: “Хорошо, да, школьная система сейчас не в самом лучшем состоянии. Но ведь жизнь тоже не идеальна. В жизни часто приходится заниматься тем, что скучно неинтересно и иногда непонятно зачем. Как ребенок потом будет жить в этом мире, таком неидеальном, как он будет ходить на работу, как он будет терпеть скучную рутину, если он не привык к этому в школе?”.

232

Допустим, мы занимаемся тем, что нам нравится и влечет, делаем проекты в интересной нам области и работаем в интересной нам сфере. Неужели здесь не будет сложностей? Будут, как и везде.

Одно время сеть была наполнена лозунгами о поисках своего призвания и часто это выглядело так: “Найди дело своей мечты. Когда ты его найдешь, ты сразу это  поймешь – все будет даваться легко и просто, без препятствий”. И это очень сбивает с толку. Сама идея и любимое дело вдохновляет, безусловно. Но путь может оказаться долог и тернист. Всегда приходится что-то преодолевать, искать новые ресурсы, взлетать и падать, восстанавливаться, подниматься и идти дальше. Путь к интересному делу – это не дорога по розовой радуге, усыпанная конфетти и шоколадом. Многие сдаются именно здесь, споткнувшись и упав, или встретив препятствие – все, это не мое. Мое – оно легкое.
Но это такой же путь, он может быть и сложным и легким, и длинным и коротким. Разница – во внутренней мотивации. Гораздо легче найти ресурсы встать после падения, когда мы видим куда мы идем, понимаем зачем мы туда идем и нам это нравится, приносит удовольствие. Тогда преодолевать препятствия становится гораздо легче.

Мы можем грустить, переживать, горевать о том, что не получилось – и это нормально. Это не значит сдаться. Это значит дать себе передышку.

Но если цель все также нас привлекает, нравится и манит, то рано или поздно мы захотим идти дальше. Это совершенно иная сила мотивации.
МОтивация
Многие истории успеха, и не только финансового – кажутся легкими лишь снаружи. Многие великие музыканты не поступали с первого раза в музыкальные школы и трудились десятилетиями до того, как стали известными. А сколько опытов провели известные ученые, пока у них получилось то, что они хотели получить? Сколько трудов предшествовало многим открытиям?
«Я промахнулся более 9000 раз за свою карьеру. Проиграл почти 300 игр. 26 раз мне доверяли сделать бросок, который должен был привести к победе и я промахивался. Терпел неудачу снова и снова. И вот поэтому я достиг успеха.» Майкл Джордан

Очень часто именно наши промахи в итоге обеспечивают нам победы.

И совершенно другое дело, когда мы превращаем нашу жизнь в тоскливую череду обязанностей, дел –  и нам самим не всегда ясно, зачем мы это делаем. Иногда – просто ради того, чтобы получить финансовую компенсацию и жить. Или просто потому, что мы не знаем, чем бы мы могли заниматься так, чтобы нам это нравилось. Или знаем чем, но не знаем, как сделать так, чтобы любимое дело приносило доход.

И из этих страхов рождается новый страх – приучить ребенка заранее к тому, что ему придется тоже делать то, что ему не хочется и терпеть. Не разово, когда он встретится со сложностями, а постоянно – просто потому что такова жизнь. И сделать это лучше заранее, со школы. Пусть сидит на нелюбимых и неинтересных уроках, зубрит ради оценок, терпит то, что неприятно – в жизни пригодится.

Джон Холт в своей книге “Почему дети терпят неудачи” упоминает случай с клиенткой:
Разве жизнь — это только нудная работа и бесконечная череда тоскливых обязанностей? Разве образование сводится к тому, чтобы подготовить детей к такому вот будущему? Это все равно как если бы она сказала: «Мой мальчик проведет всю свою жизнь рабом, поэтому я хочу, чтобы вы подготовили его к этому. Я хочу, чтобы он стал исполнительным, усердным и высокооплачиваемым рабом».
 
Я часто вспоминаю случай, когда мы всей семьей поехали подышать воздухом, поднялись на перевал и перед нами раскинулись высокие скалистые, каменистые и неприступные горы. Их величие всегда поражает, но я там уже была, лазила, я была беременной вторым сыном и никакой мотивации лезть еще выше у меня не было. Я осталась внизу, а сын с мужем полезли вверх. Сыну тогда было около 4 лет и для него эта гора была огромна, на ней лежали камни выше его роста.

Но наверху горы лежали облака. Такие красивые и многослойные, а с горы открывался прекрасный панорамный вид.

И если не видеть эту вершину, и облака, а смотреть лишь на один подъем – сразу захочется сказать, что туда просто невозможно залезть. Но когда здесь у него появилась цель, ему даже в голову не пришло жаловаться или сокрушаться, что это невозможно. Они просто полезли, видя цель.  Даже если подъем немного пугал. Вот фото с горы.
000222Мотивация
 Поэтому, когда я думаю, как мне хотелось бы видеть процесс образования, мне хочется, чтобы мы умели слышать и слушать себя, отделять зерна от плевел, находить то, что для нас нужно и важно. Чтобы мы не отказывались от своих страхов, а давали им место в нашей жизни, признавали их. А на вторую чашу весов складывали свое желание сделать это, мотивацию и жажду жизни – и чтобы она перевешивала и помогала нам преодолевать свои страхи и сложности.
Ведь любое действие, которое мы совершаем в жизни, мы делаем для чего-то и зачем-то, а не просто так. Когда наша жизнь наполнена целями, которые пришли к нам изнутри, а не извне, когда мы сами видим, кем мы хотим быть и что мы хотим делать – становится легче.  Все остальные сложности и трудности, в том числе и ежедневная рутина, превращаются в задачи, для которых нужно найти оптимальное решение, чтобы двигаться к своей цели. И это совершенно иная мотивация. Тогда к сложностям не нужно привыкать с детства ради цели “привыкнуть к сложностям”.

Когда мы говорим об образовании, мне важно быть честной самой с собой. Я делаю это (или не делаю) для ребенка, потому что правда считаю, что это хорошо? Или потому что я знаю, что по другому было бы лучше, но я боюсь что-то менять в привычном устое жизни и системы?

0 thoughts on “Размышления о жизненной мотивации и образовании

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Помогаю взрослым понимать детей. Провожу личные консультации (по скайпу или вживую в Санкт-Петербурге), семинары и вебинары. Веду курсы и учусь на преподавательской программе в Институте Ньюфелда. Веду встречи и группу поддержки для родителей.

   

Будущие мероприятия

  1. ОНЛАЙН-КУРС “АГРЕССИЯ”, начало 10 сентября 2018 г.

    10 сентября, 19:00 - 26 октября, 21:00 MSK

Подпишитесь на рассылку:

Полезные ресурсы