Об игре, развитии и взрослении

Свободная игра – игра с глазами, обращенными во внутрь. В этой заметке я собрала свои наблюдения за детьми, а также некоторые выдержки из автобиографий известных людей  и цитаты, которые напоминают мне, как важно для детей играть. Не просто выбирать и исполнять в игре какие-то роли, а иметь время и подходящую среду, чтобы уходить в свободную игру.

Сегодня я наблюдала, как наш младший двухлетний сын сначала сделал дрелью дырки в дощечке, а потом вдруг обнаружиСвободная играл, что деревянные гвозди волшебным образом входят в эти дырки. Он весь с головой ушел в это занятие и стал втыкать гвозди в дырки. Для него не существовало ничего и никого вокруг. Когда я его позвала, он  совершенно меня не слышал. Он весь был ТАМ, в его мире.

 

 

Что такое свободная игра?

Это не всегда игра в привычном понимании, когда ребенок примеряет на себя какую-то роль или манипулирует игрушками или предметами. В свободной игре ребенок может рассматривать мыльный пузырь, трещину, камешек, может лежать с отсутствующим взглядом, задуматься или мечтать, ковырять что-то палкой – это не всегда выглядит, как активная игра.

В наше время свободная игра становится роскошью. Чтобы дети могли играть – нужен контакт с самим собой. Нужна тишина, свободное время, свобода от погони за контактом и близостью. 


Как говорил Питер Грей:

“В свое время я получил два образования – школьное и охотничье-собирательское”.

Я в свое время тоже много времени проводила, бегая по лугам, изучая лес и прыгая по камням реки, лазая по крышам и строя запруды в арыках. Я помню, как пахнет свежескошенная трава, как стрекочут кузнечики, как трещат дрова в печке и какими большим бывают звезды. Помню, как замирает сердце от восторга и новых идей. Все это возможно в свободной игре – когда есть время и никуда не надо торопиться, когда все хорошо и спокойно, есть пространство для своих сокровенных чувств. Я рада, что у моих детей есть возможность много играть, бегать, прыгать и получать то самое охотничье-собирательное образование. Или – уйти в свои мысли и ощущения и рассматривать песок, каплю воды или пылинку. Что-то очень сокровенное и важное рождается в детях в эти минуты тишины и свободы. Я часто замираю и любуюсь, боясь спугнуть. И наблюдаю, как глубоко они могут погрузиться в свободную игру. И какая сейчас это роскошь – остановиться от бесконечного бега и побыть с собой наедине.

Свободная игра
И в продолжении мыслей о мотивации внешней и внутренней хочу сохранить две цитаты, которые озвучила Юля Колбаскина на фестивале Института Ньюфелда на вебинаре о свободной игре. Насколько они разные и как влияет внутренняя и внешняя мотивация на детей и взрослых.

Марина Цветаева о занятиях музыкой:

“После смерти матери я перестала играть. Не перестала, а постепенно свела на нет. Приходили еще учительницы. Но те вещи, которые я при ней играла, остались последними. Дальше при ней достигнутого я не пошла. Старалась-то я при ней из страху и для ее радости. Радовать своей игрой мне уже было некого – всем было все равно, верней: только ей одной мое нестарание было бы страданием – а страх, страх исчез от сознания, что ей оттуда (меня всю) видней… что она мне меня – такую, как я есть – простит? Учительницы моих многочисленных школ, сначала ахавшие, вскоре ахать перестали, а потом уж и по-другому ахали. Я же молчаливо и упорно сводила свою музыку на нет. Так море, уходя, оставляет ямы, сначала глубокие, потом мелеющие, потом чуть влажные. Эти музыкальные ямы – следы материнских морей – во мне навсегда остались. Жила бы мать дальше – я бы, наверное, кончила Консерваторию и вышла бы неплохим пианистом – ибо данные были. Но было другое: заданное , с музыкой несравненное и возвращающее ее на ее настоящее во мне место: общей музыкальности и «недюжинных» (как мало!) способностей. “

Рудольф Баршай:

Однажды вечером после репетиции я шел по темному коридору и вдруг услышал музыку. Она меня ошеломила, как будто громом поразила. Я остановился около класса, откуда музыка эта шла, остановился и стою. Потом подошел тихонечко, приоткрыл дверь немножко, смотрю – сидит женщина, педагог очевидно, и играет на рояле. Она меня увидела: “Мальчик, заходи, заходи, не стесняйся”. Я зашел, прикрыл дверь, встал около двери и слушал. Слушал… Когда она закончила, я спросил: “А что это вы играли?” Она сказала: “Это Лунная соната Бетховена”.

Какое-то есть слово по-немецки… – ну, в общем, оно значит “завороженный”. Завороженный, я шел домой по Студенческому переулку, и все время у меня в голове эта музыка звучала. Я не мог ее забыть. И когда пришел домой, первое, что я сказал папе: “Папа, купи мне, пожалуйста, пианино. Я хочу учиться музыке. Я вот сейчас слышал такое… Хочу играть эту музыку”.

Рудольф Баршай достаточно поздно пришел в музыку, прошел через отказ педагога брать его в ученики, пьющего учителя и все равно его внутреннняя сила привела его к его мечте.

boy-477013_960_720

И еще несколько цитат на тему игры:

“В отличие от сна (или другой формы отдыха), который достаточно автоматичен и случается, несмотря на препятствия, игра капризна, легко разрушается и вытесняется конкурирующей деятельностью. Она требует значительного свободного пространства, психологического комфорта и достаточной поддержки в отношениях.”

Свободная игра – место, где мы впервые вылупляемся. Место, где проявляется наша самость.”

Г. Ньюфелд

 

Три Т (по аналогии с процессом родов), необходимые для игры:

  • ТЕПЛО – крепкая надежная привязанность, глубокие отношения, от которых ребенок может оттолкнуться, чтобы исследовать мир и исследовать себя.
  • ТИШИНА – безголосие, отсутствие импульсов, зовущих извне (телевизор, гаджеты, конкурирующая активность)
  • ТЕМНОТА – отсутствие критиков,свидетелей, наблюдателей, уединение

Свободная игра лежит в пространстве двух свобод:

Свобода во ВНЕШНЕМ мире: наличие пустого, свободного времени, не детерминированного никакими действиями или развлекательными стимулами. МЕСТО: наличие свободного от взгляда других пространства.

Свобода во ВНУТРЕННЕМ мире: свобода от преследования контакта и близости.

Юлия Колбаскина, фестиваль института Ньюфелда

Где нет простора для проявления способности, там нет и способности.

Фейербах Л.

Многие детские игры – подражание серьезной деятельности взрослых.

Януш Корчак

Что почитать, посмотреть на тему свободной игры:

Питер Грей
Хейзинга Йохан “Человек играющий”
Гордон Ньюфелд

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *