Кроличья нора: о потере и возвращении к жизни

«Утрата – это цена, которую мы платим за то, что живем, чрезвычайная цена, которую необходимо платить столь долго, сколько вы живете». Вамик Волкан

Этот фильм – история о горе и горевании и постепенной адаптации к потере, с которой сначала просто невозможно смириться.

Фильм “КРОЛИЧЬЯ НОРА” (Rabbit Hole, 2010)

Хауи и Бекки  потеряли своего маленького сына, когда ему было 4 года. Прошло восемь месяцев, а потеря все еще свежа и каждый из них справляется, как может – но у них плохо получается…

“Ты как будто  уничтожаешь следы его существования!” – кричит Хауи, после того, как Бекки случайно стерла видео сына с его телефона. А еще вокруг рисунки сына, отпечатки пальцев, его одежда, автокресло в машине.

Невозможность смириться со смертью сына, злость, отрицание, обвинения самих себя. Их отношения становятся все хуже и хуже. 

Исчезают ли раны прошлого, особенно вот такие, невыносимо тяжелые? Конечно же нет, такие потери остаются с теми, кто живет, на всю жизнь. Но они трансформируются и начинают ощущаться иначе. Еще одна линия сюжета фильма – про отношения Бекки со своей мамой, которая тоже когда-то потеряла сына, ему было около 30 лет. И если сначала сравнение этих потерь вызывало у Бекки злость и было камнем преткновения в отношениях с мамой, то однажды они смогли соприкоснуться друг с другом через эту боль потери ребенка.

  – Это отпустит? – спрашивает Бекки.
– Нет. Но что-то меняется, отвечает ей мама.
Что?
Не знаю. Наверное тяжесть. Она вдруг становится терпимой.  В конце концов ее даже можно снять с плеч и носить как кирпич в кармане. Иногда даже забываешь на время. А потом спохватишься, а она тут как тут. Страшно бывает. Но не всегда. Это как-то…Она тебе не то, чтоб нравится, но это то, что у тебя вместо сына. Ты носишь ее с собой. Это всегда с тобой. И это….хорошо, в общем-то. 

Однажды Бекки встречает Джейсона, подростка, который был причастен к трагедии. И он тоже переживает и живет с мыслью о том, что он виноват в смерти чужого ребенка. Удивительно, но именно это общение помогает им обоим справляться с их тяжелыми чувствами.  

Кроличья нора – это комикс, который он нарисовал и он показывает его Бекки, а она с удовольствием соглашается его почитать.

В одном из моментов фильма Бекки и Джеймс обсуждают параллельные вселенные из этого комикса Джеймса.

Где-то там, в этих вселенных Бекки печет пироги и купается в аквапарке. А здесь просто самый грустный вариант. Но если и другие мы и у этих других все совсем иначе. И это хорошо.

К концу фильма и Хауи и Бекки начинают плакать – на мой взгляд это два переломных момента фильма, после которых жизнь постепенно начинает возвращаться. Хауи находит свои слезы на прогулке с собакой. Бекки случайно видит свадьбу Джейсона и его маму, которая машет отъезжающей машине молодоженов, в ней оживают воспоминания и она рыдает в машине. 

В этом фильме нет веселого и хорошего конца. Это история о горе и горевании и постепенной адаптации к потере, с которой сначала просто невозможно смириться. Эта история о боли, о маленьких шагах, о прощении и…. о надежде на дальнейшую жизнь, об опорах, которые горюющие люди находят, смотря в глаза друг друга.

К концу фильма Бекки и Хауи как будто первый раз увидели друг друга по настоящему с момента их потери. Они начинают справляться и делать первые маленькие шаги навстречу друг другу. Они не знают, что будет завтра или в будущем. Они могут жить только прямо здесь и сейчас. Позвать первых гостей. И признать, что разговор снова зайдет об их сыне. И признаваться, что они не знают, каково это будет. Посмотрим.

Варлакова Юлия
семейный психолог