Однажды утром

Несколько дней назад у нас со старшим сыном всплыл вопрос про написание слов. О том, что не все слова пишутся так, как слышатся. Но тогда это был мимолетный интерес с его стороны. Я начала рассказывать, но через полминуты поняла, что он больше увлечен тем, чтобы идти по черным квадратикам плитки, перешагивая белые. Я замолчала и решила подождать. Спросит ли сам? Не спросил. Весь его внутренний запрос улетучился и тротуарная плитка победила.


Я уже не раз замечаю на практике, что когда нет личного внутреннего запроса и потребности получить это знание, то с одной стороны, я могу привлечь его внимание и все рассказать, но с другой стороны – вижу как при этом падает интерес. А то знание, которое не подкреплено внутренним эмоциональным фоном – часто быстро забывается.

Очень тонкая грань между тем, чтобы создать среду, в которой родится запрос, тем, чтобы интерес к знанию зародился, чтобы дать дозировано и в нужное время – и между тем, чтобы взять и научить ценой потери интереса.
Сегодня мы ехали в метро. Перед нами висела реклама, на которой крупными буквами было написано “Сегодня”.
– Мама, там написано почему-то очень странно. Мы же говорим не так.
И у нас развернулся диалог про то, что в русском языке есть слова, которые пишутся так, как мы их слышим. А есть такие, написание которых подчиняется правилам, например жи-ши. А еще есть те слова, которые мы называем исключениями – их правилами не проверить и надо просто запомнить.

Но мы приехали, вышли и вагон с шумом уехал, заглушив наши голоса. И снова – под ногами цветная плитка. И снова – он шагает только по черным и увлечен этим. И снова я замолчала. Хорошо, пока рано – подумала я.
Но не тут-то было. Как только плитка закончилась, сын стал теребить меня за руку и просить рассказать дальше. Я решила переключить тему на другое, мне стало интересно, насколько сильно его внутреннее желание в этот раз. О другом он говорить не захотел и всю дорогу мы обсуждали правила и исключения. Конечно, он не запомнит  все правила разом. Здесь  сразу сказался и ранний возраст, и то, что нужно попрактиковать, больше погрузиться в эту тему.

Но я заметила, как сильно влияет на потребность узнать что-то новое тот факт, что запрос исходил от него, а не был скормлен мной без его потребности, просто потому что это надо бы знать.
Всю дорогу мы искали на городских вывесках слова, которые пишутся не так, как слышатся. Это превратилось в игру, в которой нам было хорошо и интересно. Точка контакта, в которой сошлось мое желание и его потребность.

 

Варлакова Юлия, www.vjulia.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *