История школьного образования. Почему школы именно такие?

История появления образования оказалась для меня очень интересной. Она наглядно показывает, как потребности государства и тех, кто стоит у власти, влияют на методы воспитания и образования. Образование далеко не всегда способствовало развитию личности и раскрытию ее самых лучших качеств и получению новых знаний. Современная образовательная система начала складываться в тот мрачный исторический период, когда считалось, что дети изначально рождаются грешными и должны много трудиться. Дальше образование эволюционирует, исходя из потребностей системы правления. В этой статье собраны основные вехи истории, которые в разное время повлияли на процесс образования и обучения. Этот материал подготовлен по книге Питера Грея “Свобода учиться”. Обзор книги можно посмотреть здесь.

Давайте посмотрим, что имелось ввиду под образованием и воспитанием в разные периоды развития нашего мира.

1. Период охотников-собирателей

Наиболее изученные сообщества – бушмены, народ хазда, племена пигмеев мбути и эфе, ака, племя батек, аэта и т.д.

– люди жили небольшими поселениями по 20-50 человек и перебирались с места на место в пределах большой, но ограниченной территории
– основные ценности: независимость, личная свобода, равенство и коллективное использование ресурсов
– люди объединены общей целью, делятся навыками, умениями и ресурсами
– ценятся личные навыки: умение хорошо охотиться, договариваться или танцевать
– хвастовство и нарочитая демонстрация превосходства “лечится” насмешками сообщества, высмеиванием или игнорированием
– нужно было: много уметь и знать о жизни, природе, животных и местности проживания, быть ловким и изобретательным
люди жили, а не работали
– охота и поиски еды приносили радость и требовали умственных способностей
– не было борьбы с природой, люди были ее частью
не было разницы в понимании работы и игры. Дети играли в охоту и быт взрослых, постепенно вливаясь во взрослую жизнь.
– общество изобилия: у них было все, потому что потребности были минимальны. Из-за частой смены мест проживания не было смысла завладевать куском больше, чем ты можешь унести
– в детях ценилась свобода, умение проявить себя, свою ловкость, решительность, упрямство, умение проявить себя. Воспитание строилось на уважении.
– религии были не догматичными, а скорее забавными. Божества идентифицировались с силами природы и были равны между собой. Божества были источником радости и озарения
Доверие детской природе. Основной принцип воспитания и научения – доверять детским инстинктам.
– Дети, которым разрешают следовать за собственным желанием, выучат то, что им нужно, и станут естественным образом вкладываться в экономику группы, когда повзрослеют и получат достаточно знаний
– во многих обществах не было “моих” детей. Дети растились внутри сообщества в общей деревне привязанности

2. Зарождение земледелия (10-11 тысяч лет назад)

– пропала необходимость ходить в поисках еды
– оседлость и крепкие дома от хищников и непогоды
– приручение животных, контроль роста растений. Люди стали стремиться  контролировать природу, общество и детей
– появилась необходимость работать
– накопление запасов пищи и материальных ценностей
– появляется понятие тяжелой работы
– разделение общества по материальному положению, появление частной собственности, конкуренция, жажда богатства
– появилась иерархия. Стало появляться грубое отношение к женщинам
– появляется детский труд
– увеличилось время работы и уменьшилось время игры
различие в отношении к мальчикам и девочкам: девочки помогали по дому и росли под присмотром матерей и других женщин. Мальчики помогали пасти скот, уходили далеко от дома и имели больше возможностей играть
– некоторые воинственные народы начали нападать на соседние поселения для добычи материальных благ
– население увеличилось в 2-3 раза. Это невозможно было при эпохе собирательства и охоты
– в детях ценилось послушание, появились телесные наказания.

3. Феодальный строй (примерно IX-X в.в. нашей эры)

– сельское хозяйство распространилось по Европе и Азии
– владеть землей – быть богатым
– у кого нет земли, стал зависеть от тех, у кого она была
– появилось крепостное рабство и оплачиваемый труд
– войны за земли и рабочую силу
– появилась схема Феодал – вассал – крепостные
дети крепостных находились при родителях и работали от зари до зари
– некоторые дети попадали в подмастерья к ремесленникам и имели больше свободы
в детях ценилось послушание. Образование стало синонимом обучения послушанию.
– собственная воля выбивалась из детей силой, чтобы сделать удобных слуг
– в России феодальный уклад общества продолжался до революции 1917 года, во Франции, Испании и Англии чуть раньше он сменился абсолютной монархией

4. Капитализм и промышленность

– обмен товарами и услугами заменялся денежными отношениями, появлялись кредитные институты, фабрики массового производства товаров
– люди с деньгами открывали свое дело и нанимали тех, у кого не было денег
– рост купеческого сословия и падение монархии
– предпринимателей интересовала максимальная прибыль при минимальных затратах
– появление эксплуатации
– для выживания все, включая детей, работали в ужасных условиях 6-7 дней в неделю
– дети трудились в темных шахтах и фабриках без воздуха и достаточного света
– 2/3 наемных работников – дети до 17 лет
– ежегодно умирали тысячи детей от болезней, голода или усталости

5. Раннее религиозное образование

– с появлением иерархии в обществе появилась иерархия в религии
– божества стали вселять страх и требовать повиновения
– появление монотеистических религий: иудаизм, ислам, христианство
– четкая иерархия, напоминающая феодальную пирамиду
– церковь передала сверху вниз по цепочке знания и возможность избавиться от грехов
– в европейских странах католическая церковь обладала исключительным правом на передачу знаний. Те, кто ниже – учились, повторяли и следовали
– рискнувшие озвучить новую идею могли быть сожжены на костре
– знание стало силой и церковь тщательно скрывала и дозировала знания
– церкви стали нужны университеты, но не для распространения знаний, а для формулирования и насаждения своей доктрины
– в массы неслось учение о телесных наказаниях для непослушных и дерзких детей
– бесспорное послушание любыми методами: битье, пытки, угрозы попасть в ад

6. Протестанство и появление общего образования

– изменения в экономике повлекли изменения в религии
– многие капиталисты не зависели от феодальной системы, появились квалифицированные рабочие
– появилась ответственность за свой успех или провал
– каждый сам для себя должен толковать господа бога и молиться напрямую
– равные условия перед богом, стало цениться усердие
– целью работы было не сиюминутное получение прибыли и удовольствия, а мысль, что усердие приведет в рай, бог милостлив
– слушаться теперь нужно было не хозяина, а свод правил, становясь лучше и при жизни и в послесмертии
в теории появилась самодисциплина, по телесные наказания еще продолжали использоваться
– появились идеи всеобщего образования
– для толкования Писания как христианского долга нужно было уметь читать, писать
– в 1642 году Массачусетс стел первой колонией, где школьное образование стало обязательным, появился первый букварь
– образование строилось на заповедях и поучениях, внушению страха перед богом и чувстве нравственности и долга по отношению к старшим.
– основной метод обучения – заучивание наизусть
целью образования было внушение идеи, а не поиск
– школы должны были воспитывать трудолюбие, это была работа, а не игра. Игра считалась врагом учебы.
– для послушания в школе применялись наказания

7. Истоки современного образования

– в Пруссии (Королевство Германия) Август Герман Франке в конце XVII века заложил основы образования, каким мы знаем его сегодня
– был разработан учебный план (на основе религиозных трудов), методы оценки учителей и учеников, график уроков
– методы дисциплины стали более мягкими
– основная задача школы: сломать, а затем изменить волю ребенка
– для формирования детского характера нужно осознание и желание. Нужно побороть естественное самодурство ребенка.
– лучший способ сломать желание – постоянный контроль в школе для избежания падения и греховного поведения.
– ученик не оставался без присмотра наставника

8. Школы на службе государства (начало XIX столетия)

– церковь уже не имела политической власти, за образование стало отвечать государство
– распространение печатного слова, высокая грамотность населения Европы и Северной Америки
– если родители умели читать, то дети легко учились этому дома
– 3/4 населения, включая рабов, стали грамотными. Их число превышало количество рабочих мест, где нужна была грамотность
– Задача школы и правительства не обучать грамотности, а контролировать, о чем люди думают, что читают и как себя ведут
– контролировать рабов и крестьян было все труднее, в воздухе витали идеи революций и отстаивания своих прав
– представители образования продвигали школьное образование, чтобы сделать из крестьян верных и послушных подданых
– В 1794 году король Пруссии Фридрих Вильгельм II официально заявил, что образование детей отныне становится обязанностью государства, а не родителей или церкви. Школы были построены везде
– основным мотивом образовательного плана в Германии был национализм. Детей заставили почувствовать, что немецкий язык — самый совершенный из всех языков, а немецкая литература — самая прекрасная.
– остальные страны последовали аналогичному примеру
– образование стало стратегической и политической функцией, почти как армия
– Англия с самой развитой промышленностью внедрила систему всеобщего образования последней. Владельцы фабрик хотели, чтобы дети бедных семей продолжали на них работать, а не учиться
– появились воскресные школы, нерелигиозные частные школы
– чтобы овладеть ремеслом, нужно было пойти в школу, а не к мастеру
– в 1870 году английский парламент издал закон об образовании, согласно которому были основаны начальные школы, куда должны были ходить все дети от пяти до 13 лет.
– образование оставалось главным способом контролировать население
– учителей тщательно отбирали

9. Рост власти и стандартизация образования

– появлялись новые стандарты в методиках образования
– дети стали переходить из класса в класс по возрасту
– В задачу учителя входило дать ученикам небольшое количество официально одобренных системой знаний в соответствии с планом
– женщины заменили учителей-мужчин в основном потому, что их труд стоил дешевле, а кроме того, чтобы немного смягчить представление о школе, снизить вероятность использования телесных наказаний и вообще сделать школьное обучение более заманчивым
– школа стала своего рода полигамной версией семьи начала XX века
– ученики должны были вовремя приходить на уроки, слушать учителей, быть внимательными, выполнять задания в срок, запоминать и потом отвечать то, что рассказывали учителя на уроках, не задавать никаких вопросов ни о содержании курса, ни о методах обучения
– первая половина XX века считается золотым веком свободных детских игр, потому что детям больше не нужно было часами работать в поле или на фабриках, а обучение в школе еще не было таким сложным, каким стало потом
– как только учебный день и учебный год стали длиннее, домашнее задание больше, а тестирование — стандартным и обязательным для перехода из класса в класс, школа завладела жизнью детей и всей семьи.

Это краткая история школьной системы образования, которая сейчас проходит новый виток. Формы образования снова меняются, возвращаются семейные формы обучения, различные альтернативные школы, а также дистанционное и онлайн-образование.

Варлакова Юлия, www.vjulia.ru

One thought on “История школьного образования. Почему школы именно такие?

  1. Юль, сразу же хочется сильно покритиковать.
    I период охотников-собирателей. Изобилие – год от года было весьма неустойчивым. Иной раз от природных катаклизмов вымирала большая часть семьи. И насчет божеств – зачастую это весьма грозные силы, требующие человеческих жертвоприношений. Так же система воспитания включает в себя многочисленные табу, нарушение которых влечет смерть. К тому же множество инициаций, где идет реальный отсев. Так что считать те времена – золотым веком не стоит.

  2. Ваш комментарий ожидает одобрения. Это его предварительный просмотр, комментарий станет видимым для всех после одобрения.

    Really a good deal of wonderful information!

    viagra effects in women can a stroke patient take viagra
    generic viagra 100mg
    legitimate generic viagra – https://genericviagrantx.com

    KeithPam
    RichardEruri
    ErnestoAxota

  3. Ваш комментарий ожидает одобрения. Это его предварительный просмотр, комментарий станет видимым для всех после одобрения.

    Nicely put. Thanks!

    generic viagra with international shipping compare viagra to cialis and levitra
    viagra online
    viagra cialis levitra in lima peru – https://genericviagrantx.com

    KeithPam
    RichardEruri
    ErnestoAxota

  4. Ваш комментарий ожидает одобрения. Это его предварительный просмотр, комментарий станет видимым для всех после одобрения.

    This is nicely put! .

    viagra cialis levitra in lima peru subaction showcomments viagra thanks older
    viagra for sale uk
    generic viagra from india pages edinburgh – https://genericviagrantx.com

    KeithPam
    RichardEruri
    ErnestoAxota

  5. Ваш комментарий ожидает одобрения. Это его предварительный просмотр, комментарий станет видимым для всех после одобрения.

    Really a good deal of beneficial material.

    robin williams on viagra viagra buy online
    viagra without a doctors prescription
    viagra retinitis pigmentosa – https://genericviagrantx.com

    KeithPam
    RichardEruri
    ErnestoAxota

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *