История школьного образования. Почему школы именно такие?

История появления образования оказалась для меня очень интересной. Она наглядно показывает, как потребности государства и тех, кто стоит у власти, влияют на методы воспитания и образования. Образование далеко не всегда способствовало развитию личности и раскрытию ее самых лучших качеств и получению новых знаний. Современная образовательная система начала складываться в тот мрачный исторический период, когда считалось, что дети изначально рождаются грешными и должны много трудиться. Дальше образование эволюционирует, исходя из потребностей системы правления. В этой статье собраны основные вехи истории, которые в разное время повлияли на процесс образования и обучения. Этот материал подготовлен по книге Питера Грея “Свобода учиться”. Обзор книги можно посмотреть здесь.

Давайте посмотрим, что имелось ввиду под образованием и воспитанием в разные периоды развития нашего мира.

1. Период охотников-собирателей

Наиболее изученные сообщества – бушмены, народ хазда, племена пигмеев мбути и эфе, ака, племя батек, аэта и т.д.

– люди жили небольшими поселениями по 20-50 человек и перебирались с места на место в пределах большой, но ограниченной территории
– основные ценности: независимость, личная свобода, равенство и коллективное использование ресурсов
– люди объединены общей целью, делятся навыками, умениями и ресурсами
– ценятся личные навыки: умение хорошо охотиться, договариваться или танцевать
– хвастовство и нарочитая демонстрация превосходства “лечится” насмешками сообщества, высмеиванием или игнорированием
– нужно было: много уметь и знать о жизни, природе, животных и местности проживания, быть ловким и изобретательным
люди жили, а не работали
– охота и поиски еды приносили радость и требовали умственных способностей
– не было борьбы с природой, люди были ее частью
не было разницы в понимании работы и игры. Дети играли в охоту и быт взрослых, постепенно вливаясь во взрослую жизнь.
– общество изобилия: у них было все, потому что потребности были минимальны. Из-за частой смены мест проживания не было смысла завладевать куском больше, чем ты можешь унести
– в детях ценилась свобода, умение проявить себя, свою ловкость, решительность, упрямство, умение проявить себя. Воспитание строилось на уважении.
– религии были не догматичными, а скорее забавными. Божества идентифицировались с силами природы и были равны между собой. Божества были источником радости и озарения
Доверие детской природе. Основной принцип воспитания и научения – доверять детским инстинктам.
– Дети, которым разрешают следовать за собственным желанием, выучат то, что им нужно, и станут естественным образом вкладываться в экономику группы, когда повзрослеют и получат достаточно знаний
– во многих обществах не было “моих” детей. Дети растились внутри сообщества в общей деревне привязанности

2. Зарождение земледелия (10-11 тысяч лет назад)

– пропала необходимость ходить в поисках еды
– оседлость и крепкие дома от хищников и непогоды
– приручение животных, контроль роста растений. Люди стали стремиться  контролировать природу, общество и детей
– появилась необходимость работать
– накопление запасов пищи и материальных ценностей
– появляется понятие тяжелой работы
– разделение общества по материальному положению, появление частной собственности, конкуренция, жажда богатства
– появилась иерархия. Стало появляться грубое отношение к женщинам
– появляется детский труд
– увеличилось время работы и уменьшилось время игры
различие в отношении к мальчикам и девочкам: девочки помогали по дому и росли под присмотром матерей и других женщин. Мальчики помогали пасти скот, уходили далеко от дома и имели больше возможностей играть
– некоторые воинственные народы начали нападать на соседние поселения для добычи материальных благ
– население увеличилось в 2-3 раза. Это невозможно было при эпохе собирательства и охоты
– в детях ценилось послушание, появились телесные наказания.

3. Феодальный строй (примерно IX-X в.в. нашей эры)

– сельское хозяйство распространилось по Европе и Азии
– владеть землей – быть богатым
– у кого нет земли, стал зависеть от тех, у кого она была
– появилось крепостное рабство и оплачиваемый труд
– войны за земли и рабочую силу
– появилась схема Феодал – вассал – крепостные
дети крепостных находились при родителях и работали от зари до зари
– некоторые дети попадали в подмастерья к ремесленникам и имели больше свободы
в детях ценилось послушание. Образование стало синонимом обучения послушанию.
– собственная воля выбивалась из детей силой, чтобы сделать удобных слуг
– в России феодальный уклад общества продолжался до революции 1917 года, во Франции, Испании и Англии чуть раньше он сменился абсолютной монархией

4. Капитализм и промышленность

– обмен товарами и услугами заменялся денежными отношениями, появлялись кредитные институты, фабрики массового производства товаров
– люди с деньгами открывали свое дело и нанимали тех, у кого не было денег
– рост купеческого сословия и падение монархии
– предпринимателей интересовала максимальная прибыль при минимальных затратах
– появление эксплуатации
– для выживания все, включая детей, работали в ужасных условиях 6-7 дней в неделю
– дети трудились в темных шахтах и фабриках без воздуха и достаточного света
– 2/3 наемных работников – дети до 17 лет
– ежегодно умирали тысячи детей от болезней, голода или усталости

5. Раннее религиозное образование

– с появлением иерархии в обществе появилась иерархия в религии
– божества стали вселять страх и требовать повиновения
– появление монотеистических религий: иудаизм, ислам, христианство
– четкая иерархия, напоминающая феодальную пирамиду
– церковь передала сверху вниз по цепочке знания и возможность избавиться от грехов
– в европейских странах католическая церковь обладала исключительным правом на передачу знаний. Те, кто ниже – учились, повторяли и следовали
– рискнувшие озвучить новую идею могли быть сожжены на костре
– знание стало силой и церковь тщательно скрывала и дозировала знания
– церкви стали нужны университеты, но не для распространения знаний, а для формулирования и насаждения своей доктрины
– в массы неслось учение о телесных наказаниях для непослушных и дерзких детей
– бесспорное послушание любыми методами: битье, пытки, угрозы попасть в ад

6. Протестанство и появление общего образования

– изменения в экономике повлекли изменения в религии
– многие капиталисты не зависели от феодальной системы, появились квалифицированные рабочие
– появилась ответственность за свой успех или провал
– каждый сам для себя должен толковать господа бога и молиться напрямую
– равные условия перед богом, стало цениться усердие
– целью работы было не сиюминутное получение прибыли и удовольствия, а мысль, что усердие приведет в рай, бог милостлив
– слушаться теперь нужно было не хозяина, а свод правил, становясь лучше и при жизни и в послесмертии
в теории появилась самодисциплина, по телесные наказания еще продолжали использоваться
– появились идеи всеобщего образования
– для толкования Писания как христианского долга нужно было уметь читать, писать
– в 1642 году Массачусетс стел первой колонией, где школьное образование стало обязательным, появился первый букварь
– образование строилось на заповедях и поучениях, внушению страха перед богом и чувстве нравственности и долга по отношению к старшим.
– основной метод обучения – заучивание наизусть
целью образования было внушение идеи, а не поиск
– школы должны были воспитывать трудолюбие, это была работа, а не игра. Игра считалась врагом учебы.
– для послушания в школе применялись наказания

7. Истоки современного образования

– в Пруссии (Королевство Германия) Август Герман Франке в конце XVII века заложил основы образования, каким мы знаем его сегодня
– был разработан учебный план (на основе религиозных трудов), методы оценки учителей и учеников, график уроков
– методы дисциплины стали более мягкими
– основная задача школы: сломать, а затем изменить волю ребенка
– для формирования детского характера нужно осознание и желание. Нужно побороть естественное самодурство ребенка.
– лучший способ сломать желание – постоянный контроль в школе для избежания падения и греховного поведения.
– ученик не оставался без присмотра наставника

8. Школы на службе государства (начало XIX столетия)

– церковь уже не имела политической власти, за образование стало отвечать государство
– распространение печатного слова, высокая грамотность населения Европы и Северной Америки
– если родители умели читать, то дети легко учились этому дома
– 3/4 населения, включая рабов, стали грамотными. Их число превышало количество рабочих мест, где нужна была грамотность
– Задача школы и правительства не обучать грамотности, а контролировать, о чем люди думают, что читают и как себя ведут
– контролировать рабов и крестьян было все труднее, в воздухе витали идеи революций и отстаивания своих прав
– представители образования продвигали школьное образование, чтобы сделать из крестьян верных и послушных подданых
– В 1794 году король Пруссии Фридрих Вильгельм II официально заявил, что образование детей отныне становится обязанностью государства, а не родителей или церкви. Школы были построены везде
– основным мотивом образовательного плана в Германии был национализм. Детей заставили почувствовать, что немецкий язык — самый совершенный из всех языков, а немецкая литература — самая прекрасная.
– остальные страны последовали аналогичному примеру
– образование стало стратегической и политической функцией, почти как армия
– Англия с самой развитой промышленностью внедрила систему всеобщего образования последней. Владельцы фабрик хотели, чтобы дети бедных семей продолжали на них работать, а не учиться
– появились воскресные школы, нерелигиозные частные школы
– чтобы овладеть ремеслом, нужно было пойти в школу, а не к мастеру
– в 1870 году английский парламент издал закон об образовании, согласно которому были основаны начальные школы, куда должны были ходить все дети от пяти до 13 лет.
– образование оставалось главным способом контролировать население
– учителей тщательно отбирали

9. Рост власти и стандартизация образования

– появлялись новые стандарты в методиках образования
– дети стали переходить из класса в класс по возрасту
– В задачу учителя входило дать ученикам небольшое количество официально одобренных системой знаний в соответствии с планом
– женщины заменили учителей-мужчин в основном потому, что их труд стоил дешевле, а кроме того, чтобы немного смягчить представление о школе, снизить вероятность использования телесных наказаний и вообще сделать школьное обучение более заманчивым
– школа стала своего рода полигамной версией семьи начала XX века
– ученики должны были вовремя приходить на уроки, слушать учителей, быть внимательными, выполнять задания в срок, запоминать и потом отвечать то, что рассказывали учителя на уроках, не задавать никаких вопросов ни о содержании курса, ни о методах обучения
– первая половина XX века считается золотым веком свободных детских игр, потому что детям больше не нужно было часами работать в поле или на фабриках, а обучение в школе еще не было таким сложным, каким стало потом
– как только учебный день и учебный год стали длиннее, домашнее задание больше, а тестирование — стандартным и обязательным для перехода из класса в класс, школа завладела жизнью детей и всей семьи.

Это краткая история школьной системы образования, которая сейчас проходит новый виток. Формы образования снова меняются, возвращаются семейные формы обучения, различные альтернативные школы, а также дистанционное и онлайн-образование.

Варлакова Юлия, www.vjulia.ru

One thought on “История школьного образования. Почему школы именно такие?

  1. Юль, сразу же хочется сильно покритиковать.
    I период охотников-собирателей. Изобилие – год от года было весьма неустойчивым. Иной раз от природных катаклизмов вымирала большая часть семьи. И насчет божеств – зачастую это весьма грозные силы, требующие человеческих жертвоприношений. Так же система воспитания включает в себя многочисленные табу, нарушение которых влечет смерть. К тому же множество инициаций, где идет реальный отсев. Так что считать те времена – золотым веком не стоит.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Помогаю взрослым понимать детей. Провожу личные консультации (по скайпу или вживую в Санкт-Петербурге), семинары и вебинары. Веду курсы и учусь на преподавательской программе в Институте Ньюфелда. Веду встречи и группу поддержки для родителей.

   

Будущие мероприятия

  1. ОНЛАЙН-КУРС “АГРЕССИЯ”, начало 10 сентября 2018 г.

    10 сентября, 19:00 - 26 октября, 21:00 MSK

Подпишитесь на рассылку:

Полезные ресурсы