Свобода учиться. Питер Грей

Все дети от природы наделены способностью к познанию окружающего мира, поэтому обучение должно проходить в максимально свободной, игровой форме и не навязываться взрослыми. Традиционная школьная система, напротив, не позволяет детям раскрыть свой потенциал и наносит им серьезный психологический ущерб.

 Эта книга – с  критическим и однозначным взглядом в адрес традиционных школ. Но и сторонники такой системы образования смогут подчерпнуть в ней идеи для создания познавательной среды для детей.
Однажды Питер Грей столкнулся с бунтом сына против посещения школы и понял, что в этой ситуации ему важно остаться на стороне сына. Этот случай определил дальнейший вектор развития Питера Грея, он стал изучать процессы познания.
“Способность к обучению закладывается генетически, приходящие в наш мир дети — это просто агрегаты, приспособленные к обучению, тяга к знаниям почти полностью овладевает ими. В течение примерно первых четырех лет жизни дети впитывают в себя неизмеримо огромное количество знаний и навыков, не имея никаких инструкций. Они учатся ходить, бегать, прыгать и лазать, понимать язык того общества, в котором живут. Учатся говорить на этом языке, выражать свои желания и спорить, задавать вопросы, веселиться, грустить и дружить. Дети любознательны и подвижны от природы, они получают невероятное количество знаний о физической и социальной составляющих мира благодаря инстинктам и врожденному стремлению. К пяти-шести годам эти природные инстинкты и врожденные способности никуда не деваются, но мы выключаем их, принуждая ребенка учиться в школе. Самый большой урок, который мы выносим из школы, заключается в том, что учеба — это работа, которой нужно избегать при первой возможности.”
Детское стремление играть и открывать мир служит образовательным целям. И это касается не только эпохи охоты и собирательства, но верно и для нашей культуры.
Автор приводит много примеров о том, что наша жизнь – это один большой сплошной урок жизни, если иметь достаточно свободы.
В Детстве у Питера Грея была подруга Руби Лу. Когда им было около шести, она научила его лазать по деревьям, ездить на велосипеде, они исследовали небольшой городок, в котором они жили и встретили много интересных людей. Когда у Руби Лу умер дедушка, Питер Грей пытался ее утешить, но у него ничего не получилось. В итоге он навсегда запомнил, что это никогда ни у кого не получается. Все, что можно сделать, — быть рядом, быть другом, а время все вылечит.
 Когда я думаю о том, как государственный секретарь Клинтон обсуждает соглашения между мировыми лидерами, то представляю рядом с ней маленькую девочку, обсуждающую с ребятами из двора правила догонялок.
Стремление играть по своему усмотрению биологически заложено в них. От недостатка свободных игр тело может и не страдать так же, как от недостатка еды, воздуха или воды, но будет страдать душа, замедлится психическое развитие. В играх дети учатся дружить, преодолевать собственные страхи, решать проблемы и вообще контролировать свою жизнь. Именно в играх они осваивают и пробуют применить на практике знания и умения, которые им необходимы для успешного существования в рамках той культуры, в которой они растут. Не важно, что именно мы делаем, сколько игрушек покупаем, сколько проводим времени с пользой или специально учим чему-то детей. Мы ничем не заменим им свободу, которую у них забираем. Не существует других способов научить детей тому, чему они учатся в игре, по собственной инициативе.
Когда детям дают свободу и возможность раскрыть свои интересы и при этом обеспечивают безопасность, они расцветают и развиваются многогранно и самым непредсказуемым образом. От природы они склонны заботиться о своем образовании, приобретают все навыки и знания, необходимые для того, чтобы справиться с жизненными трудностями, и, если нужно, сами обращаются за помощью к взрослым.
Однако, результат игры нельзя измерить и невозможно оценить моментально. Поэтому негатив в адрес детских игр растет, а оценки в виде экзаменов и аттестаций становятся все более важными, просто потому что там можно оценить результаты стандартизированными тестами.
 Знания, пусть и глубокие, не считаются, потому что они не описаны в учебном плане. Под настоящими или глубокими знаниями я подразумеваю способность детей собирать всю полученную информацию воедино и использовать ее для более глубокого понимания окружающего мира (подробнее об этом я расскажу в следующих главах). Это совсем не то же самое, что поверхностные знания, которые мы получаем только для того, чтобы сдать экзамен, а потом все забыть. Сейчас не только детей, но и родителей и учителей, и школы, и даже целые районы оценивают исходя из результатов экзаменов. Дети стали заложниками взрослых игр.

ОБ ОТНОШЕНИИ К СВОЕЙ ЖИЗНИ

Уровень тревожности зависит от того, насколько люди контролируют или не контролируют свою жизнь. Те, кто считает, что несет ответственность за свою судьбу, гораздо менее тревожны и меньше подвержены депрессии, чем те, кто считает себя жертвами обстоятельств.
С ростом прогресса люди все больше могут контролировать прогресс с помощью гаджетов, устройств и достижений медицины и науки. При этом, согласно данным исследований, молодые люди все меньше уверены в том, что контролируют свою жизнь.
“Свободная игра — естественный способ научить ребенка контролировать ситуацию, показать ему, что он не беспомощен. В играх дети учатся сами, без взрослых, принимать решения, устранять проблемы, соблюдать правила. Также они учатся общаться с людьми на равных, а не только быть послушными или непослушными подчиненными. В активных играх на улице дети сознательно заставляют себя немного бояться.  Они учатся контролировать не только свое тело, но и свой страх.  Они пробуют разные занятия и открывают для себя свои пристрастия и таланты. Ничему такому нельзя научить устно, этим вещам учатся на практике, которую дают свободные игры. Основные эмоции, сопровождающие игры, — это радость и интерес.

О РАЗВИТИИ

Психолог Суния Лутар со своими коллегами провела несколько исследований в благополучных американских пригородных районах. Ученые выяснили, что дети, которых родители заставляли хорошо учиться и которые прыгали из одного кружка в другой, были больше подвержены тревожности и депрессии. Каждый раз, когда мы увеличиваем время, которое ребенок проводит в школе или занимается чем-то под руководством взрослых, мы снижаем его возможность научиться контролировать свою жизнь. Мы не даем ему понять, что он не жертва обстоятельств и власти других людей.

ОХОТНИКИ-СОБИРАТЕЛИ

Далее Питер Грей подробно описывает общество охотников-собирателей в пустыне Калахари в Африке.

«Нетребовательность» — термин, который часто используют исследователи, чтобы описать отношение взрослых к детям в обществе охотников-собирателей. Но вероятно, лучше использовать слово «доверие». Дух равенства и независимости, которым отличаются отношения в обществе охотников-собирателей, распространяется не только на отношения взрослых друг к другу, но и на отношения взрослых к детям. Основной принцип воспитания и обучения заключается в том, что нужно доверять детским инстинктам. Дети, которым разрешают следовать за собственным желанием, выучат то, что им нужно, и станут естественным образом вкладываться в экономику группы, когда повзрослеют и получат достаточно знаний.”
Если дать детям свободу и возможности, они смогут и будут учиться и прекрасно жить в современном мире. Школы, к которым мы привыкли, не продукт логики или науки, они — продукт истории, а история нелогична, в ней никогда нет запланированного результата, к которому должны привести события, и не обязателен прогресс, если мы его понимаем как улучшение условий жизни людей.

ПОРОКИ ТРАДИЦИОННОЙ ШКОЛЫ

Порок 1. Отказ в предоставлении свободы без законных оснований и судебного разбирательства.
Порок 2. Вмешательство в процесс развития личной ответственности и самоопределения.
Порок 3. Противодействие внутренней мотивации учиться (превращение учебы в работу).
Порок 4. Осуждение, которое порождает стыд, гордыню, цинизм и желание списывать.
Порок 5. Вмешательство в ход совместных действий и поддержка издевательского отношения.
Порок 6. Подавление критического мышления .
Порок 7. Уменьшение разнообразия знаний и умений.

ШКОЛА САДБЕРИ ВЭЛЛИ

Школа Садбери Вэлли приводится в книге как вариант демократичного альтернативного образования, не лишающего детей свободы. Ее основные черты:
  • Взрослые не контролируют процесс образования детей; дети учатся сами.
  • Экзамены сдавать не нужно, умственные способности ребенка никак не проверяют.
  • Основной орган управления — школьное собрание, куда входят все учащиеся и работники школы.
  • Со всеми сотрудниками контракт заключается на год, и каждый год собрание решает, останутся они на следующий год или нет.
  • Школьники могут свободно передвигаться по зданиям школы(большому сельскому дому в викторианском стиле и отреставрированному амбару) и по школьной территории
  • Деление на начальную школу, средние и старшие классы отсутствует.
  • Книгами, которые стоят вдоль стен во всех классах, компьютерами и другим оборудованием могут пользоваться все.
  • Уроки по определенным предметам проводят, если дети высказывают такое желание. Поскольку это уроки неформальные, они могут длиться ровно столько, сколько это интересно ученикам.
  •  Ученику, который хочет использовать для своих занятий дорогое или потенциально опасное оборудование — компьютер, кухонную технику, столярные инструменты, — нужно перед этим получить к нему допуск, то есть доказать, что он может адекватно этим оборудованием пользоваться.
  • Ученики, желающие получить аттестат о школьном образовании, должны подготовиться и защитить работу, в которой они объясняют, почему считают себя готовыми к выпуску и как они подготовились к взрослой жизни за пределами школы.
Результаты исследования, которые мы опубликовали в American Journal of Education4, убедили Питера Грея, что эта школа дает отличное образование. Примерно 75 процентов выпускников решили после
школы получить высшее образование, они не считали, что им было как-то особенно сложно поступить в выбранный вуз или учиться там после поступления. Все выпускники Садбери Вэлли независимо от наличия высшего образования нашли хорошую работу по душе, которая позволяла заработать на жизнь. После школы они выбрали самые разные пути — бизнес, гуманитарные науки, меди-
цину, работу в сфере услуг и другие профессии, требующие высокой квалификации. При этом все были весьма успешны.
Абсолютное большинство опрошенных (82 процента) сказали, что учеба в Садбери Вэлли дала им много преимуществ в дальнейшем:
  • способность брать на себя ответственность и быть самостоятельным . Выпускники утверждали, что чувство ответственности, от которого зависит результат, осталось с ними на всю жизнь и сослужило хорошую службу и в учебе, и в работе.
  • мотивацию на дальнейшее образование и работу по выбору.
  • знания и навыки, которые приобрели выпускники. Самостоятельно изучая предметы, в том числе и в процессе игры, школьники приобрели довольно необычные навыки: они глубже разбирались в тех областях, которые их более всего интересовали, и выбрали работу и учебу именно в этих сферах.
  • отсутствие страха перед вышестоящими.

Время и место играть и учиться

  • Самообучение посредством игры и познание мира требуют огромного количества свободного времени, когда можно делать то, что хочется, без указаний, оценок и давления со стороны старших. Это время необходимо, чтобы находить друзей, придумывать что-то новое, пробовать работать с разными материалами, испытывать скуку и пытаться с ней справляться, учиться на своих ошибках и совершенствоваться в своих увлечениях.
  • В миры взрослых и детей неразделимы. Дети видят, чем занимаются взрослые, и включают эти занятия в свои игры.
  • Чтобы научиться обращаться с ресурсами и инструментами, которыми пользуются в обществе, нужно иметь возможность попробовать их в деле.
  • Лучше всего интеллектуальное развитие происходит там, где люди свободно обмениваются мнениями, без цензуры и боязни быть не-понятыми.
  • Чтобы свободно развиваться и играть, человек должен чувствовать,что он в безопасности, что никто не будет его притеснять или издеваться над ним.
 Кэрол — капитан круизного лайнера — полюбила корабли, когда училась в Садбери Вэлли. У нее была возможность проводить время за пределами школы, она играла с небольшими лодками в школьном пруду.
Фред учился в Садбери Вэлли в то время, когда должен былпосещать начальные и средние классы. Он стал профессором математики в одном из самых известных университетов. В беседе, которую мы проводили спустя недолгое время после его выпуска, он рассказал, что с детства увлекался научной фантастикой. Это увлечение привело его к математике и физике, и именно эти предметы он изучал тщательнее остальных в последние годы учебы в школе.
Фрэн стала модельером и руководителем центра по пошивумодной одежды. В детстве ей нравилось шить, и она любила разные ткани. Сначала шила одежду для кукол, потом, в подростковомвозрасте, начала шить для себя и друзей. В беседе Фрэн рассказала: Началом обучения модельному делу я считаю тот момент, когда мы с Алексис выяснили, чем отличается форма женского рукава от мужского.
 Если коротко: мы стали зависеть от образования. Сейчас, когда большинство из нас думают об образовании, то представляют себе школу, то есть образование ассоциируется с системой, где дети что-то получают от взрослых. Но само по себе образование появилось намного раньше учреждений, и даже в наши дни дети многому учатся за их пределами.
ОЦЕНКИ
Есть все основания верить, что принцип действует и в школе, —
оценка облегчает работу тех, кто уже что-то умеет, и усложняет для
тех, кто только учится. Школа задумывалась как место, где дети учат-
ся и отрабатывают навыки, а не демонстрируют свои способности,
чтобы произвести впечатление. Кроме того, из-за постоянного конт-
роля и оценки работы учащихся школа представляется идеальным
местом для того, чтобы продвигать тех, кто уже и так хорош, и мешать
процессу обучения.

Четыре вывода о влиянии и значении игры

  • Если заставлять ребенка учиться хорошо, можно помешать ему учиться совсем
  • Творческие способности не будут развиваться, если заставлять ребенка мыслить творчески
  •  Озорной настрой стимулирует творческие способности и помогает проникать в суть вещей при решении задач
  • Игровое состояние разума помогает детям решать логические задачи
 Все характеристики игры связаны с мотивацией и ментальными установками, а не с проявлением поведения. Два человека могут играть в мяч, забивать гвозди или набирать текст на компьютере, при этом один будет играть, а второй — нет. Чтобы сказать, кто из них играет, вам придется внимательно присмотреться к выражению лиц и, учитывая детали, сделать выводы, узнать, почему они это делают.
Ребенок действует в игре по линии наименьшего сопротивления, то есть делает то, что ему больше всего хочется, так как игра связана с удовольствием. В то же время он научается действовать по линии наибольшего сопротивления: подчиняясь правилам, дети отказываются от того, что им хочется, так как подчинение правилам и отказ от действия по непосредственному импульсу в игре есть путь к максимальному удовольствию. Игра непрерывно создает требования к ребенку действовать вопреки непосредственному импульсу
Некоторые боятся, что дети после жестоких игр станут жестокими взрослыми, но на самом деле все совсем наоборот. В сущности, именно жестокость мира взрослых приводит детей к жестоким играм. Как еще они могут эмоционально, интеллектуально и физически подготовиться к действительности? Ошибочно
мнение, что мы сможем изменить будущее, контролируя детские игры и обучение детей.

О КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Мне кажется, что дети стали меньше времени проводить на улице в основном из-за боязни родителей их отпускать и изменений в обществе (подробнее описанных в десятой главе). Мне кажется, что видеоигры стали так популярны по двум причинам.
  • Во-первых, это действительно интересно и с развитием технологий и человеческой мысли становится все более интересным.
  • Во-вторых, в связи с тем, что родители все больше контролируют детей в реальном мире, виртуальный мир для многих из них — место, где они чувствуют себя свободными. Ребенку в девять лет могут не разрешать самому дойти до ближайшего магазина, зато ему можно делать что угодно в захватывающем виртуальном мире, полном опасностей и приключений.

КАК НАЧАТЬ ДОВЕРЯТЬ СВОИМ ДЕТЯМ

  • Пересмотрите собственные ценности. Что такое хорошая жизнь? Что делает нашу жизнь ценной? В качестве первого шага на пути к доверительному родительству попробуйте пересмотреть собственные ценности и подумайте: а как они распространяются на ваших детей и на ваши с ними отношения? Если первыми в вашем списке идут свобода, личная ответственность, личная инициатива, честность, верность своим принципам и забота об окружающих и если именно эти черты вы хотите видеть в своем ребенке, значит, вы действительно захотите больше доверять ему и изменить стиль ваших отношений. Ничему из этого нельзя научить нотациями, принуждением и уговорами. Эти качества можно приобрести или утратить в повседневной жизни, сталкиваясь с задачами, которые либо укрепляют эти качества, либо подавляют. Если мы доверяем, то и нам начинают доверять.
  • Оставьте идею, что вы определяете будущее своего ребенка. Если мы сами ценим свободу и несем ответственность за свои поступки,то должны уважать право ребенка самостоятельно прокладывать свой жизненный путь.
  • Найдите или создайте безопасные места, чтобыу ребенка была возможность играть и познавать мир
  • Подумайте, какие есть альтернативы традиционной школе

Отдельно я выделила историю развития традиционной школьной системы, прочитать можно здесь: История школьного образования. Почему школы именно такие?

Варлакова Юлия, www.vjulia.ru

По материалам книги Питера Грея “Свобода учиться”.

 

One thought on “Свобода учиться. Питер Грей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *