История с детской площадки: мне не все равно

Пару недель назад мы гуляли на детской площадке. Я разговорилась с девочкой, которая решила не гоняться на самокате за мальчишками на велосипедах и осталась рядом со мной. Сначала она рассказывала про то, как ездила к бабушке в деревню. А потом мы собрались уходить и мой Даня стал сопротивляться, хотел погулять еще. 

И тогда девочка предложила: 
-А вы скажите ему, что вы уходите и его оставите, он сразу побежит за вами. 
-Нет, я так не буду говорить. 
-Почему? 
-Это же неприятно. Я не хочу, чтобы мне так кто-то говорил и пугал. И ему так говорить не буду. 
А моя мама мне всегда так говорит, всегда! 
– А что ты чувствуешь в это время? 
– Хммм… 
Замолчала и отвернулась.

Потом я пошла за Даней и когда мы возвращались, она была в расстроенном недоумении, ее так задел этот разговор. 
-Но по-че-му тогда мне моя мама так говорит? 

Что здесь ответить. Я только порадовалась, что ее сердце способно чувствовать несправедливость, грусть, ей не все равно. Если применять дисциплинарные меры, которые основаны на ощущении разделения, страха, запугивания, тревоги, то мозг ребенка может начать защищать своего хозяина от тех эмоций и чувств, которые испытывать слишком больно. 
Я помню, как в одном из дворов, где мы жили, мальчики очень грубо и резко обзывали друг друга, делали друг другу больно. А на вопрос, о том, что он сам чувствует, когда его так называют, они отвечали совершенно искренне: “А что такогооо? Мы в школе все так друг друга называем, это вобще не обидно, можно же в ответ обозвать еще сильнее”. 


Защиты похожи автоматический выключатель, который вырубает пробки (может я не точно выразилась технически), когда в электрической сети случается перегрузка. Так и здесь – если испытывать что-то слишком больно и уязвимо, то срабатывает выключатель. 


И тогда появляется внешнее “Мне все равно” – и не только в ранящих ситуациях, а и там, где ребенок мог бы почувствовать сопереживание, тревогу (которая важна для нормального функционирования), желание позаботиться, сопереживание, смущение, грусть, энтузиазм, преданность, заинтересованность и наслаждение, чувство ответственности, стремление сделать лучше и так далее.

Варлакова Юлия, www.vjulia.ru


Помогаю взрослым понимать детей. Провожу личные консультации (по скайпу или вживую в Санкт-Петербурге), семинары и вебинары. Веду курсы и учусь на преподавательской программе в Институте Ньюфелда. Веду встречи и группу поддержки для родителей.

   

Будущие мероприятия

Нет предстоящих мероприятия в указанный период времени.

Подпишитесь на рассылку:

Полезные ресурсы