Агрессия, личный опыт

Хочу поделиться с вами одной историей из своей жизни о том, как сильно наши действия зависят от того, что мы видим. 

На днях Даня (ему 4 года) пришел с прогулки рассерженный, раздраженный, готовый взорваться по любому поводу.  Хотел то одно, то другое, то кричал, то плакал, стремился к близости и сразу кричал, чтобы от него отстали, а потом и чайная ложка полетела через всю кухню на пол.  

Взорвался он после того, как мы ему после прогулки не дали посмотреть мультики. Достаточная причина? Возможно, но в этом случае совсем не она стала причиной такого поведения.

Обычно он способен смириться с тем, что мультики недоступны по первому требованию, достаточно быстро переключается и не застревает в этих эмоциях. Он может поплакать, а через пять минут его уже можно найти играющим или наполненным идеями всяких домашних экспериментов ))) 

Так что же было в этот раз? А просто  во время прогулки его старший брат ушел в гости к своему другу, а Даня с папой пришел домой. И для Дани это очень сильное переживание разделения с братом, тем более, что он в таком виде столкнулся с ощущением разделения первый раз, они гуляли все вместе. Раньше Кирилл не уходил куда-то без него вот так явно из под носа. И это очень большое столкновение с фрустрацией.

И если списывать такое поведение как реакцию на то, что ему не дали посмотреть мультики, то можно подумать одно, и действия будут одними – срочно начать воспитывать или принять какие-то меры в отношении мультиков ))) 

А если видеть вот эту фрустрацию в привязанности и то, как сильно влияет на детей разделение (и особенно на тех детей, у которых еще в силу возраста не развиты все шесть уровней привязанности), то уже и не нужно решать эту ситуацию с мультиками, дело же совсем не в них.

Что я сделала: дала ему возможность выплакать свои слезы про то, что его не взяли в гости (да, это было очень бурно – это нормально), сказала, что Кирилл придет попозже  и мы вместе что-нибудь поделаем (постаралась перекрыть разлуку с братом), а потом предложила что-то поделать вместе (уже не помню, что именно предложила – кажется, мы собирались клеить бумажную кошку). Дала, в общем, за что держаться в отношениях. Потом уже подумала, что можно было еще предложить ему что-то осязаемое, чтобы почувствовать связь с братом. У него есть майки, доставшиеся ему в наследство от Кирилла. Ему очень нравится, что это майки брата – можно было предложить ему одеть такую майку.

Столкновение с разделением бывает таким неочевидным, но оно может очень сильно влиять на детей. Никогда не знаешь, где эту плотину потом прорвет. Особенно у подросших детей, когда они уже могут донести свои переживания до безопасного пространства, в отличии от годовалого малыша, который кричит и плачет прямо на месте событий.

И я вижу, как сильно меняется  мое отношение и поведение, если у меня получается увидеть корни фрустрации ребенка и понимать, что в силу его природной незрелости ему еще трудно справляться с такими ситуациями. Я могу помочь ему держаться за брата при физическом разделении, поддерживать связь, могу предложить свою близость – и поведенческие проявления агрессии уходят сами по себе.

И еще напомню про курс “Агрессия” Института Ньюфелда, который начинается уже 10 сентября – и еще пока действует ранняя цена. Если вы хотите в этих вопросах разобраться глубже, приходите, всё проходит онлайн. Мы там как раз будем много говорить и про то, как сильно фрустрирует детей столкновение с разделением с теми, к кому они привязаны. Даже если внешне агрессивное поведение совсем не связано с ситуацией, в которой возникло реальное или ожидаемое разделение.Подробности и регистрация здесь, до 4 сентября действует ранняя цена http://neufeldinstitute.com/int/ru/agressia/

Варлакова Юлия, www.vjulia.ru

Photo by Austin Pacheco on Unsplash.com


Помогаю взрослым понимать детей. Провожу личные консультации (по скайпу или вживую в Санкт-Петербурге), семинары и вебинары. Веду курсы и учусь на преподавательской программе в Институте Ньюфелда. Веду встречи и группу поддержки для родителей.

   

Будущие мероприятия

Нет предстоящих мероприятия в указанный период времени.

Подпишитесь на рассылку:

Полезные ресурсы